30 октября 2022 г.
Stop_7. КОСМЕТИЧЕСКИЙ НОН-СТОП
Фрагмент интервью
Insta-пространство напоминает идеальный мир, все обитательницы которого красивые, стройные, длинноногие, любимые миллионами подписчиков…И тебе кажется, что в этом мире ты - изгой.
Всё начинается с невинного увеличения губ, следом - груди, затем хочется слегка уменьшить нос и скорректировать объемы в талии. Ну а потом девушки сами уже не замечают, как полностью меняют свою внешность.
Виноваты соцсети?
Е: Как вы относитесь к хирургическим вмешательствам?
В: Хороший, здоровый, подтянутый внешний вид – маркер успешности. Для нас, как социальных существ, успешность - важнейшая потребность, в которой мы не можем себе отказать. Так что, я нормально отношусь к косметологии. Как, впрочем, и к научно обоснованным диетам, физической нагрузке и регулярным медицинским check-up. Но у нормы есть границы, допустимый диапазон. Определяется этот диапазон не чьим-то мнением, а объективным влиянием на здоровье и социальное благополучие человека в настоящий момент и в отдаленной перспективе.
Е: Как вы думаете, помогают ли девушкам пластические операции почувствовать себя красивыми и радоваться собственному телу?
В: Думаю, да, помогают.
Е: Что нужно человеку, чтобы он ощущал себя красивым?
В: Нужно позитивное мнение значимых людей в период становления самооценки – в детстве и подростковом периоде. Если окружающие считали человека красивым, то таким он себя и ощущает. Мнение о собственной привлекательности может сформироваться и в более позднем возрасте, усилиями следующего круга знакомств, не состоящего из родителей (партнер, друзья). Однако, 100-процентным оно уже не будет. Возможна обратная картина: мнение окружения может негативно противоречить мнению родителей и нанести урон самооценке.
Е: Что скрывается за желанием напрочь изменить свою внешность?
В: За этим скрывается эмоциональная травма, нанесенная значимыми людьми в детстве. Например, девочке могли говорить с осуждающим подтекстом, что она слишком много ест. Или давать двусмысленную оценку каким-то частям ее тела. Могли не говорить ничего позитивного о ее внешности. Обходить эту тему стороной. Либо, только о внешности и разговаривать. Все это происходило на фоне эмоциональной скупости или даже враждебности по отношению к ребенку.
Е: Мне известен такой термин в психологии как «аутоагрессия» (это форма поведения, которая направлена на причинение вреда самому себе). Как вы считаете, связано ли желание себя модифицировать и аутоагрессия?
В: Если сформировалась жесткая самокритика по поводу внешности, то человек ощущает интенсивную эмоциональную боль и может реагировать на нее тремя различными способами: гиперкомпенсацией, избеганием или капитуляцией. В первом случае может развиться косметический беспредел (в т.ч. «силиконовая аддикция»), орторексия, фитнес-зависимость. Во втором случае человек ведет себя так, как будто проблемы внешности не существует и для него важно совершенно другое – духовность, деньги, семья, да что угодно. В третьем – человек сдается под грузом боли и постепенно превращается в нечто отталкивающее. Аутоагрессия, намерение причинять себе вред, может возникнуть при всех сценариях, но по разным внутренним причинам.
Е: Есть мнение, что «силиконовая» внешность привлекает мужчин и что, в первую очередь, именно из-за желания понравиться противоположному полу женщины ложатся под нож хирурга. Вы согласны с этим? Или женщины сами решили, что это красиво и копируют теперь друг друга?
В: Думаю, противоречий нет. Среди мужчин есть любители силикона. С другой стороны, есть нормальная потребность в том, чтобы забраться по социальной лестнице как можно выше, обойдя соперниц. Все это -грани полового инстинкта. Задача которого - размножиться в как можно более благоприятной среде (с точки зрения самого инстинкта и безропотно следующего за ним мозга).
Е: Почему девушек не пугает боль, не останавливают печальные примеры известных личностей, которым сделали неудачную пластику?
В: Причин много. 1) Ради внимания, подписки, лайков и монетизации, подтверждающих социальный успех, можно и потерпеть. Проблема в том, что есть гедоническая адаптация. Вниманием пресыщаешься, денег всегда мало. Хочется большего. Поэтому губы могут увеличиваться в размерах пропорционально степени пресыщения. Это ловушка нашего мозга, из которой сложно выбраться любому человеку. 2) Иерархический (как часть полового) инстинкт. Мы стремимся занять место «выше и лучше» и используем для этого те преимущества, которые у нас есть. В том числе умение терпеть страх перед хирургическим вмешательством, боль, голод, изнуряющие физические нагрузки. 3) Если человек не в состоянии поставить перед собой реалистичные долгосрочные цели в отношении здоровья и внешнего вида, то шансов остановиться в погоне за красотой просто нет. 4) Элементарный недостаток информации и умения прогнозировать свое будущее.
Е: Как же остановиться в погоне за «абсолютной» красотой? Стремясь вылепить из себя идеал, девушки порой переходят все границы.
В: Мое мнение – никак. Проблема слишком серьезная и многофакторная. Бороться можно лишь с последствиями, строго индивидуально и при сознательном участии самих пострадавших.
Поможем выбрать сильного психотерапевта и подходящий метод
В клинике «Нейро-пси» в Москве только человечные и искренние психологи и психотерапевты.
Мы работаем в научной парадигме и помогаем справиться с любымими проблемами. Выберите подходящего специалиста и приходите на консультацию.
Подобрать специалиста